Производственные здания

Производственные быстровозводимые здания

В современном промышленном строительстве выделяются два основных типа зданий: с тяжелым и легким режимом работы, или, как их иногда называют, тяжелые и легкие промышленные здания.

Каркасы тяжелых зданий (цехи заводов тяжелого машиностроения, прокатные цехи и др.) образуются двух, трех- и многопролетными рамами со сложным профилем. На стойки рам (колонны), несущие большие нагрузки от кранового оборудования и многочисленных технологических площадок-перекрытий, приходится свыше 35%, а вместе с мощными подкрановыми балками до 75% всего веса металла каркаса. Развитие конструкций тяжелых зданий идет преимущественно по пути совершенствования системы колонн и подкрановых балок. Здания тяжелого типа проектируются, как правило, для определенного производства со стабильным технологическим процессом и конкретным технологическим оборудованием, с которым неразрывно связаны конструкции металлического каркаса. Эти два фактора— технология и оборудование определяют, в конечном счете, и пространственную форму тяжелых производственных зданий.

Каркасы легких одноэтажных промышленных зданий (предприятия легкого и среднего машиностроения, текстильной, отчасти химической промышленности), как правило, не связаны с технологическим оборудованием. Здания такого типа представляют собой более или менее универсальную «коробку» со свободным внутренним пространством, рассчитанным на мобильность технологического процесса и периодическую модернизацию относительно небольшого по габаритам оборудования. Каркасы таких зданий обычно проектируются как многократно повторяемые поперечные многопролетные рамы относительно простого профиля, образованные стальными или железобетонными колоннами и фермами покрытия. В настоящее время наиболее распространены трапецеидальные фермы с продольными фонарями в коньковой части каждого пролета. Применяются также фермы с параллельными поясами, шедовые покрытия и другие формы шатра. Развитие конструкций легких промышленных зданий идет главным образом по пути укрупнения плани к и совершенствования шатра, на который приходится свыше 60% всей массы металла каркаса.